Продукция

Утилизация железнодорожных шпал

Традиционно применяемый в настоящее время способ утилизации шпал — прямое сжигание. Но благодаря креозотовой пропитке, теплотворная способность шпал может достигать теплоты сгорания абсолютно сухой древесины, и, таким образом, использование их в качестве топлива может давать от 0,5 до нескольких мегаватт тепловой энергии для нужд отопления и ГВС.

При прямом сжигании железнодорожных шпал часть конечных продуктов сгорания не окисляется и выбрасывается в атмосферу (зола и значительный объем токсичных летучих веществ — тяжелых углеводородов, которые идентифицируются по наличию бенз[а]пирена в продуктах сгорания). Поэтому эффективная экологически чистая утилизация должна основываться не на простом сжигании, а на организации процесса глубокого окисления тяжелых углеводородов до их полного исчезновения в продуктах сгорания с промежуточным процессом нейтрализации креозота. Инженерами конструкторского подразделения компании «БАЛТКОТЛОМАШ» был разработан предтопок мощностью от 0,5 до 5 МВт, выполненный в виде газогенератора обращенного типа, в котором осуществляется деструкция тяжелых углеводородов, содержащихся в составе шпалопропиточного масла. В предтопке нет движущихся частей и элементов, работающих под давлением; в нем поддерживается разряжение порядка 2 мм вод. ст. Образующиеся газы поступают в котел, где происходит окончательное догорание при подаче вторичного воздуха. В результате содержание вредных веществ в дымовых газах не превышает предельно-допустимые концентрации (ПДК). На изделие получено экспертное заключение о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам.

Размеры предтопка по длине—ширине— высоте составляют 3 300×1000×3300 мм, соответственно. Стены сложены из шамотного кирпича, наружная кладка — из красного кирпича. По наружной поверхности предтопка выполнена теплоизоляция и наружная обшивка для герметизации. На крыше смонтированы 2 взрывных клапана для предохранения конструкции от разрушения в случае возникновения хлопков. Схема работы механизированного предтопка показана на рисунке.

Принцип работы основан на том, что предназначенные для утилизации шпалы распиливаются на 3 части по 900 мм и раскалываются надвое гидравлическим колуном, после чего подаются в предтопок гидравлическим толкателем. Производительность по сжиганию шпал составляет 1,7 т/ч. Для полного сгорания требуется количество воздуха в объеме 4400 м3/ч, из них 50 % расходуется на предтопок, другие 50 % в качестве вторичного воздуха подаются в топку котла. Температура в зоне дутья составляет 1300 °С, в слое угля и газов — 900 °С, температура дымовых газов на выходе из котла — не более 210 °С.

Предтопок может использоваться как с котлами производства «БАЛТКОТЛОМАШ», так и с котлами других производителей с незначительными изменениями, причем допускается установка перед паровыми и водогрейными котлами любых типов. Например, в случае использования предтопка в существующей котельной с паровыми котлами ДЕ10-14ГМ удаляется газомазутная горелка, а во фронтовой стенке котла выполняется отверстие для входа газов из предтопка. Поскольку трубы на фронтовом экране отсутствуют, проблема входа газов в котел решается довольно легко. К другим достоинствам новинки можно отнести отсутствие шлакования, возможность использования в качестве топлива любых видов древесной биомассы. При использовании предтопка не требуются как дорогостоящая рубительная машина для предварительного измельчения, так и средства химической нейтрализации для удаления вредных веществ из уходящих дымовых газов. За счет отсутствия движущихся частей предтопок характеризуется высокой надежностью и долговечностью (срок эксплуатации составляет не менее 15 лет).

<< вернуться к статьям