Продукция

Социоэкономические и экологические аспекты

Вопрос перевода котельных на местные виды топлива определяется экономическими, экологическими и даже социальными аспектами. Но, прежде всего, должна быть ясность по ключевому вопросу — это наличие сырьевой базы, т. е. наличие самого местного топлива в регионе или, как минимум, сырья для его приготовления.

Необходимо понимать, что сырье для приготовления топлива — это еще не топливо в наличии. Можно разместить котельную на щепе в районе, окруженном лесом, но не иметь топлива. В Финляндии работает целая отрасль по заготовке древесины для приготовления топливной щепы, предусмотрены субсидии на приобретение оборудования по переработке древесных отходов. Комплекс льгот и мероприятий законодательного характера позволяют максимально использовать лесные ресурсы — стимулировать переработку отходов лесозаготовок, перерабатывать кустарники и мелкий лес при уходе за лесными массивами. Результатом этого является стабильная поставка топливной щепы на котельные в Финляндии. Как противоположный пример, можно рассмотреть ситуацию в Приозерском районе Ленинградской области. В этом районе построены и работают несколько котельных на щепе (деревня Починок, поселки Суходольное, Плодовое, Петровское, Краснозерное и др.), но щепы местного производства из отходов предприятий, располагающихся на территории района, нет, не осуществляется и переработка отходов лесозаготовки — как, впрочем, и в любом другом районе Ленинградской области. Щепу предприятия, эксплуатирующие котельные, закупают на ряде производств, перерабатывающих древесину в Санкт-Петербурге. С началом кризиса начались перебои с поставкой топлива в результате остановки этих предприятий. Они пытались перейти на торф, но это не удалось по причине его отсутствия.

Таким образом, первая задача по переводу котельных на местные виды топлива — это стабильные долгосрочные поставки, например, отходов деревообработки на строящуюся котельную на щепе. В случае решения вопроса по долгосрочной поставке топлива на проектируемую котельную необходимо рассмотреть экономический аспект проблемы: сколько будет стоить топливо в обозримой перспективе, по крайней мере на период окупаемости затрат на строительство. Рыночная ситуация меняется постоянно: например, Финляндия в случае дождливого лета испытывает дефицит в топливном торфе и начинает активно покупать отходы деревообработки и щепу в пограничных районах Ленинградской области (Выборгском районе), в Республике Карелия топливная щепа продается финнам по цене 1200 руб/м3.

Экологический аспект при переводе котельных на местные виды топлива имеет одно несомненное преимущество — это использование механизмов Киотского протокола для получения (переходим естественным образом на экономику) денежных средств за снижение эмиссии парниковых газов в атмосферу. В абсолютном исчислении объем выбросов в атмосферу при сжигании щепы немного ниже, чем при сжигании угля, но по Киотскому протоколу он не учитывается вообще, т. к. это возобновленный источник энергии. При заключении договоров на продажу квот при сокращении выбросов вырученные средства будут направлены на компенсацию затрат на строительство объектов — около 10-15% от общей стоимости строительства.

Социальный фактор включает в себя ряд положительных моментов: вовлекаются в процесс приготовления биотоплива людские ресурсы, отчисляются налоги от производственной деятельности в местный бюджет, при правильной организации взаимодействия с поставщиками топлива, на него гарантируется контролируемая цена и, следовательно, на величину тарифа за тепловую энергию.

Стоимость строительства котельных на щепе или торфе достаточно высокая, окупаемость таких объектов может составить 7, 10 и более лет, в зависимости от мощности котельной, чем больше мощность, тем более эффективной будет эксплуатация объекта с точки зрения его окупаемости. И, конечно, на срок окупаемости значительное влияние будет оказывать цена на топливо. Таким образом, мы снова возвращаемся к топливу, его наличию и цене. Для принятия в регионе широкомасштабной программы по переводу котельных на местные виды топлива необходимо решить вопрос заготовления щепы в достаточном количестве, а при использовании в качестве топлива торфа в регионе должны быть стабильно работающие торфозаготовительные предприятия. Если этого нет, то необходимо разработать и реализовать программы в этом направлении.

<< вернуться к статьям