Продукция

Жилищно-коммунальные котельные на твердом топливе — новые перспективы

Рост цен на природный газ, а вслед за ним и на каменный уголь, открывает вполне определенную перспективу использования в качестве топлива местных энергетических ресурсов, в число которых входит торф. Конечно, на сегодняшний день конкурировать с природным газом торф еще не может. На выработку 1 Гкал необходимо около 130 м3 природного газа, при цене около 4000 рублей за 1000 м3 газа для вновь подключаемых потребителей. Стоимость топливной составляющей в 1 Гкал составляет 520 рублей. В Кировской области фрезерный торф с учетом доставки до ТЭЦ составляет около 1200 рублей за тонну. Для испытаний котлов нашего производства мы закупали в Новгородской области фрезерный торф по 1000 рублей за тонну. Таким образом, стоимость топливной составляющей в 1 Гкал в этом случае будет от 650 до 780 рублей. Кроме этого необходимо учитывать еще несколько факторов, увеличивающих текущие затраты на выработку 1 Гкал при сжигании торфа — большие текущие выплаты по заработной плате персоналу котельной, выше будут затраты на электроэнергию, а так же нельзя сбрасывать со счетов более высокий уровень капитальных вложений при строительстве твердотопливной котельной, хотя в то же время нужно не забывать о капитальных затратах на строительство газопроводов. Об этом у нас зачастую не упоминают. Эти траты сегодня берет на себя Газпром. На самом деле их обязательно надо учитывать в экономических расчетах.

При выработке тепла на угольных котельных топливная составляющая в 1 Гкал составляет от 530 до 820 рублей. Расчет сделан исходя из цен на уголь на топливном складе котельной. На котельных, которые эксплуатирует наше дочернее предприятие — 2400 рублей за тонну. При прочих примерно равных условиях (оплата труда, электроэнергии) фрезерный торф уже на сегодняшний день конкурентоспособен углю. В городе Сортавала в Карелии — 3150 рублей за тонну. Цена угля в некоторых районах Ленинградской области достигает 3700 рублей за тонну.

В Тверской области предприятие «Селигер Холдинг» и несколько других фирм возрождают технологию добычи торфа экскаватором, что сокращает площади подготовки торфоболот и снижает зависимость добычи от погодных условий, значительно увеличивая период выемки торфа в течение календарного года. Добытый таким образом торф доставляется на завод, где изготавливаются торфобрикеты. Стоимость торфобрикетов в этом случае составляет у разных предприятий от 1000 до 2000 рублей за тонну. Теплота сгорания торфобрикета при этом около 3500 ккал/ кг и соответственно стоимость топлива в 1 Гкал вырабатываемого тепла составляет от 350 до 700 рублей.

Таким образом, торф как фрезерный, так и торфобрикеты конкурентоспособен каменному углю. С учетом объявленного роста цен на газ в 2010 году относительно 2009 года на 25 %, а в 2011 и 2012 годах еще на 15 % ежегодно, торф будет уже конкурентоспособен газу.

Такое положение дел неизбежно приведет к широкому использованию торфа в коммунальной энергетике. Существуют так же «локальные зоны» объективной потребности в торфе уже сейчас. Например, Приозерский район Ленинградской области. В этом районе построено семь котельных, предназначенных для использования в качестве топлива щепы. Но щепы в этом районе для котельных нет. Закупка щепы осуществлялась на ряде предприятий г. Санкт-Петербурга. В период кризиса часть предприятий приостановила работу или остановилась совсем, и соответственно отходов деревообработки не стало. Это создало существенные проблемы для устойчивого теплоснабжения ряда населенных пунктов. При этом, если бы было в наличии торфяное топливо, вопрос решился, но торф в Приозерском районе не добывают. Если проанализировать все топочные устройства этого района, то вполне приемлемо было бы сжигать в них торфобрикеты, изготовленные по технологии, предлагаемой в городе Тверь, благо торфоболот в Приозерском районе предостаточно.

Данный период времени вполне справедливо можно обозначить как экономически обоснованный период для начала использования торфа в качестве топлива в коммунальной энергетике. Необходимо учитывать так же сопутствующий социально-экономический эффект, наступающий в этом случае: создание новых рабочих мест, увеличение отчислений денежных средств в качестве налогов в бюджеты различных уровней.

Для широкомасштабного применения торфа в качестве топлива коммунальных объектов необходимо решение целого ряда вопросов. В первую очередь — это восстановление, а скорее создание предприятий по добыче и переработке торфа. Но без постоянного потребления топливного торфа это сделать невозможно. Таким образом, одновременно с задачей добычи торфа, необходимо решать вопрос его стабильного потребления, достаточной для рентабельной работы предприятий. Необходима реконструкция существующих или строительство новых котельных взамен отработавших многократно свой ресурс старых котельных с целью использования в них торфа.

Только одновременное решение вопросов добычи и сбыта потребления торфа на достаточно малом транспортном плече может запустить процесс использования этого местного вида топлива. Но что сейчас уже очевидно, для этого процесса есть хорошая экономическая основа — выработка тепловой энергии с помощью торфа уже выгоднее, чем на угле, а в не далеком будущем будет выгоднее даже по сравнению с газом, который по утвержденному прогнозу повышения цены к 2013 году выйдет на уровень 5290 рублей за 1000 м3 и соответственно стоимость топливной составляющей в 1 Гкал составит 687 рублей.

Следующей задачей для успешного внедрения торфа в качестве топлива является его эффективное сжигание в топочных устройствах. Котельная техника применяемая на сегодняшний день в жилищно-коммунальном хозяйстве, особенно на твердых видах топлива, является в своей основе устаревшей. Эта тема требует отдельного рассмотрения и подробного изложения в следующей публикации.

<< вернуться к статьям